апреля 05, 2013

Зоотроп-Дюшан




«Зоотроп-Дюшан», медиа-объект, 2011
48х27х27
Латунное основание, ручная дрель,
жестяная банка, бумага, печать.
Собственность автора



            В основе произведения лежит давно известный и часто употребляемый в изобразительном искусстве образ женщины, спускающейся по лестнице. Используемый в разное время      художниками многочисленных стилей и направлений, этот образ стал настоящим  художественным архетипом, передающим красоту и гармонию движения изображаемого объекта. В конце ХIХ века английский фотограф Эдвард Мейбридж использовал этот образ в своих исследованиях по превращению покадровых снимков в непрерывное движение, явившемся впоследствии прототипом кино. Впоследствии художники кубизма и футуризма попытались объединить отдельные фазы, составляющие движение, в одном изображении и вновь обратились к лестнице и женской фигуре. Апологет дадаизма и изобретатель ready-made Марсель Дюшан в своей ранней работе 1913 г., созданной в кубистической манере, использовал все тот же образ; в нагромождении геометрических фигур с трудом угадывается женский силуэт и словно вмонтированные в него лестничные ступени.
             Художник Валерий Корчагин с помощью зоотропа —  устройства способного «одушевлять» статичные картинки, попытался «оживить» дюшановскую «Обнаженную, спускающуюся по лестнице». Благодаря персистенции —  способности сетчатки человеческого глаза сохранять изображения в памяти, — можно наблюдать, как изображенное движение  нарисованной Дюшаном фигуры преобразуется в настоящее анимационное движение. Женщина, сотню лет имитировавшая сход со ступеней, впервые стала спускаться по ним  реально! 


Марсель Дюшан.
Обнаженная, спускающаяся по лестнице. 1912г


Комментариев нет: