«Зоотроп-Дюшан», медиа-объект, 2011
48х27х27
Латунное
основание, ручная дрель,
жестяная
банка, бумага, печать.
Собственность автора |
В основе произведения
лежит давно известный и часто употребляемый в изобразительном искусстве образ
женщины, спускающейся по лестнице. Используемый в разное время художниками многочисленных стилей и
направлений, этот образ стал настоящим
художественным архетипом, передающим красоту и гармонию движения
изображаемого объекта. В конце ХIХ века английский фотограф Эдвард Мейбридж
использовал этот образ в своих исследованиях по превращению покадровых снимков
в непрерывное движение, явившемся впоследствии прототипом кино. Впоследствии
художники кубизма и футуризма попытались объединить отдельные фазы,
составляющие движение, в одном изображении и вновь обратились к лестнице и
женской фигуре. Апологет дадаизма и изобретатель ready-made Марсель Дюшан в
своей ранней работе 1913 г.,
созданной в кубистической манере, использовал все тот же образ; в нагромождении
геометрических фигур с трудом угадывается женский силуэт и словно
вмонтированные в него лестничные ступени.
Художник Валерий Корчагин с
помощью зоотропа — устройства способного
«одушевлять» статичные картинки, попытался «оживить» дюшановскую «Обнаженную,
спускающуюся по лестнице». Благодаря персистенции — способности сетчатки человеческого глаза
сохранять изображения в памяти, — можно наблюдать, как изображенное
движение нарисованной Дюшаном фигуры
преобразуется в настоящее анимационное движение. Женщина, сотню лет
имитировавшая сход со ступеней, впервые стала спускаться по ним реально!
Марсель Дюшан.
Обнаженная, спускающаяся
по лестнице. 1912г
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий