ноября 09, 2011

"Иллюзион"

Специальный проект IV Московской биеннале современного искусства – выставка "Иллюзион" в нижегородском выставочном центре "Арсенал"

В основе произведения лежит давно известный и часто употребляемый в изобразительном искусстве образ женщины, спускающейся по лестнице. Используемый в разное время художниками многочисленных стилей и направлений, этот образ стал настоящим художественным архетипом, передающим красоту и гармонию движения изображаемого объекта. В конце ХIХ века английский фотограф Эдвард Мейбридж использовал этот образ в своих исследованиях по превращению покадровых снимков в непрерывное движение, явившемся впоследствии прототипом кино. Впоследствии художники кубизма и футуризма попытались объединить отдельные фазы, составляющие движение, в одном изображении и вновь обратились к лестнице и женской фигуре. Апологет дадаизма и изобретатель ready-made Марсель Дюшан в своей ранней работе 1913 г., созданной в кубистической манере, использовал все тот же образ; в нагромождении геометрических фигур с трудом угадывается женский силуэт и словно вмонтированные в него лестничные ступени.

Художник Валерий Корчагин с помощью зоотропа — устройства способного «одушевлять» статичные картинки, попытался «оживить» дюшановскую «Обнаженную, спускающуюся по лестнице». Благодаря персистенции — способности сетчатки человеческого глаза сохранять изображения в памяти, — можно наблюдать, как изображенное движение нарисованной Дюшаном фигуры преобразуется в настоящее анимационное движение. Женщина, сотню лет имитировавшая сход со ступеней, впервые стала спускаться по ним реально!


«Зоотроп-Дюшан», медиа-объект, 2011, 48х27х27

Латунное основание, ручная дрель, жестяная банка,

бумага, печать. Собственность автора






Комментариев нет: